Главная НовостиОсновные проблемы подразделений транспортной безопасности

Основные проблемы подразделений транспортной безопасности

Подразделение транспортной безопасности – относительно новый институт и своему происхождению обязано Федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в котором раскрыты его функции и полномочия, но не в полном объеме. В реальной жизни необходимы четкие разграничения компетенций между сторонами, заинтересованными в обеспечении транспортной безопасности, и это создает определенные трудности как для заказчиков, так и для поставщиков этих услуг. О специфике работы ПТБ мы поговорили с директором ПТБ «Эфес» Линчик Александром.

Александр Николаевич Линчик, директор ПТБ «Эфес»

– Александр Николаевич, расскажите немного о деятельности ПТБ «Эфес».

– Считаю излишним объяснять актуальность и важность создания специализированных подразделений, призванных обеспечивать транспортную безопасность, поскольку печальная история экстремистских и террористических проявлений последних десятилетий в нашей стране и за рубежом хорошо известны. Начну с того, что Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части деятельности подразделений транспортной безопасности не сразу заработал в полной мере. Это сейчас рынок этого вида услуг практически сформировался, а изначально ПТБ работали только в тех регионах, где происходили значимые для страны, в том числе, спортивные мероприятия. Коснулось это и нашего ПТБ, которое было аккредитовано Федеральным агентством железнодорожного транспорта в начале 2018 года. Тогда нам пришлось работать на вокзалах Приволжской железной дороги. Замечу, что на площадке Ассоциации «Транспортная безопасность», куда входит и наша организация, ПТБ «Эфес» в тот год было удостоено Национальной премии «Транспортная безопасность» и признано лучшим. Затем мы работали на воронежских железнодорожных вокзалах, и сегодня трудимся на вокзале Воронеж -1, обеспечивая транспортную безопасность.

– В чем разница между частными охранными предприятиями (ЧОП) и подразделениями транспортной безопасности (ПТБ)?

– Что касается разницы между ЧОП и ПТБ, то первое охраняет имущество, а второе защищает от актов незаконного вмешательства. Если совсем коротко, то мы отвечаем за антитеррористическую защищенность объекта, то есть принимаем превентивные меры для того, чтобы воспрепятствовать потенциальному нарушителю в реализации его злонамерений и предотвратить такие попытки на самой ранней стадии. Профилактические меры заключаются и в выявлении подозрительных оставленных вещей, и в осуществлении пропускного, внутриобъектового режима, и в патрулировании (осмотре территорий); и в оказании содействия правоохранителям, и в проведении досмотра, профайлинга. Кстати, профайлинг успешно зарекомендовал себя в странах с высокой угрозой терроризма и относительно новая категория для России, это совокупность психологических методов оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков: характеристик внешности, вербального и невербального поведения.

– В чем заключаются основные трудности деятельности ПТБ? Чего не хватает для корректного взаимодействия всех участников транспортной безопасности?

– Не все острые вопросы деятельности ПТБ законодательно урегулированы, например, до сих пор не определен профессиональный стандарт работника ПТБ. Или взять требования к аккредитации ПТБ. Для этого претендент на аккредитацию вынужден принять на работу около сотни человек, понести затраты на их аттестацию и обеспечить все необходимые выплаты в течение примерно полугода, пока не получит статус ПТБ. При этом не факт, что рынок сразу определит ему «место под солнцем». Несомненно, это неоправданная нагрузка на бизнес, которая не дает развиваться данному направлению в полной мере. Далее разграничения между ЧОПами и ПТБ: по закону ЧОП не имеет права выполнять функции ПТБ и наоборот. Заказчик вынужден пользоваться услугами и тех и других и платить «из двух карманов». Если бы стало возможно объединить функциональные задачи в лице одного работника, это решило бы многие проблемы: у заказчика был бы понятный бюджет и экономия средств, для ПТБ это возможность увеличить зарплату таким универсальным сотрудникам и принять на работу более квалифицированный персонал.

 

Есть сложность в том, что функционал ПТБ пока не всем понятен и порой возникают вопросы в разграничении компетенций. На объекте транспортной инфраструктуры, как в любом месте массового пребывания людей может происходить много негативного: возникают и вопросы безопасности на транспорте, и охраны общественного порядка, и проблемы обеспечения противоковидных мер, и бродячие собаки, и даже техногенные или природные катаклизмы. Поскольку Воронежский вокзал нам родной, мы не можем равнодушно относиться к любым его бедам, однако у работников ПТБ не всегда хватает сил и полномочий для решения всех этих вопросов. Например, если пассажир ведет себя неадекватно, угрожает и нарушает общественный порядок, первым кто с ним контактирует – наш работник. Мы являемся юридическим лицом с особыми уставными задачами, то есть имеем право использовать физическую силу, оружие, специальные средства. И менталитет нашего человека таков, что если рядом человек в форме, то он заступится в конфликтной ситуации. А в ситуации с дебоширом мы можем лишь вызвать полицию и просто передать его в руки правоохранительных органов, но при этом не имеем права его выгонять, задерживать или проводить какое-либо либо процессуальное разбирательство. Равно как и не можем не пустить бездомного маргинала на вокзал, поскольку конституционное право на передвижение распространяется и на БОМЖей и на олигархов. Конечно, мы ищем законные пути выхода из таких пограничных ситуаций, чтобы обеспечить посетителям вокзала безопасность и покой и при этом не превысить свои полномочия. Но если мы видим нарушения по соблюдению требований транспортной безопасности, то это уже наша зона ответственности и закон наделил нас правами для достижения наших целей. Работник ПТБ имеет право задержать такого нарушителя, проверить документы, в том числе для установления личности, ограничить доступ в определенные сектора, имеет право проводить наблюдение и собеседование, а также досмотр посетителей вокзала. Скажем, гражданин пытается пересечь границу зоны транспортной безопасности в неустановленном для этого месте, мы обязаны обнаружить, задержать его и передать полиции, инициировать вопрос о привлечении к административной ответственности. Такая статья есть, она работает и наказания там строгие. За неполный год таких фактов выявлено и пресечено более десятка.

Далее, по закону сотрудник ПТБ должен пропустить любого человека на вокзал с одним лишь условием – прохождение досмотра. Это основная задача ПТБ – не допустить в зону транспортной безопасности нелегального оружия, взрывных устройств и других предметов, пригодных для совершения актов незаконного вмешательства. Поэтому при отказе от досмотра мы имеем право не допустить такое лицо на территорию вокзала, тем более, если в ходе досмотра обнаружатся запрещенные предметы и вещества. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда представители власти, наделенные правом некой неприкосновенности, возражают против досмотра. Здесь хотелось бы разъяснить отличие личного досмотра, регламентированного административным законодательством и досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Последний вид досмотра на таких объектах как, например, вокзал Воронеж-1, обязателен для всех без исключения. А это десятки тысяч людей и еще столько же единиц их багажа в сутки. Проблем и конфликтов хватает из-за правового нигилизма граждан и банального опасения опоздать на поезд. Бывают и преднамеренные провокации, так называемых «потребительских террористов», псевдоблогеров и просто скандалистов. К слову сказать, когда в городе и в области происходили такие печальные события, как взрыв автобуса, вооруженное нападение на отдел полиции, наши пассажиры более ответственно и с пониманием относились к вынужденным повышенным мерам безопасности. Не стоит забывать о том, что в недалеком прошлом вокзал Воронеж-1 стал объектом атаки террористов и, что город пережил четыре теракта на объектах автодорожного хозяйства.

– Если мы говорим об организации работы ПТБ, какие здесь особенности?

– Специфика везде разная. Конечно, серьезнее защищаются крупные и важные объекты транспортной инфраструктуры: вокзалы, мосты, тоннели, ТПУ в отличие от огромного множества станций, остановочных пунктов, перегонов, и это вполне объяснимо. Даже такой крупный холдинг, как ОАО «РЖД» не в состоянии сразу обеспечить защищенность всей сети. Соответственно, и для ПТБ проблемы возникают разные, с одной стороны, легче работать на крупном вокзале, где несмотря на огромные пассажиропотоки, имеются технические средства и возможности с ними работать и люди ведут себя более ответственно. А более мелкий вокзал, где стоянка поезда всего 2-3 минуты и пассажиры бегут на поезд в таком возбужденном состоянии, что любой профайлер усмотрел бы все признаки поведения террориста, имеет другие сложности. Что делать на тех объектах, где оснащенность техническими средствами обеспечения транспортной безопасности оставляет желать лучшего? Работник ПТБ оснащен только ручным металлодетектором, а попасть на станцию беспрепятственно можно буквально в любом месте. Возникает вопрос, о каком досмотре или пропускном режиме можно вести речь? И как работнику досмотра, сопровождающему поезд, досмотреть пассажиров, осуществляющих посадку одновременно в семь вагонов при стоянке поезда в три минуты?

– Есть ли проблемы с персоналом ПТБ?

– Безусловно. Заработная плата не так высока, как хотелось бы, труд тяжелый и ответственный, режим круглосуточный вне зависимости от погодных условий. Далеко не каждый сможет построить общение с пассажирами так, чтобы и добиться выполнения строгих требований закона и сохранить взаимную доброжелательность. Надо сказать, что в этом году мы получили более 40 благодарностей в адрес ОАО «РЖД» за работу ПТБ «Эфес».

Если говорить о функционале работников ПТБ, то они разделены на категории: например, четвертая категория – это ГБР, она направлена на задержание и быстрое устранение угрозы, здесь лучше работать крепким здоровым мужчинам, пятая категория – досмотр, где много сотрудников женщин, которые своей природной приветливостью способны погасить агрессию. Шестая категория – функция наблюдения, собеседования, то есть профайлинг, о котором я уже говорил выше. На железной дороге эта опция пока недостаточно развита, в отличии от авиации, где есть предварительная регистрация, когда человек сдал багаж и готов вести беседы с работником безопасности. На железнодорожном вокзале эта временная буферная зона практически отсутствует. В этой категории работают не психологи, а скорее умудренные приобретенным профессиональным и житейским опытом люди. Седьмая категория – это работники, управляющие техническими средствами – чаще операторы видеонаблюдения, это должны быть люди технического склада ума, которые с компьютером на «ты», при этом имеют хорошее зрение и могут не только отслеживать, но и правильно оценивать важные ситуации на объекте. Кстати, будущее, безусловно за цифровыми технологиями и на некоторых крупных вокзалах уже опробовано интеллектуальное видеонаблюдение, одной из главных функций которого является распознавание и идентификация. Однако эта система требует немалых затрат, и не каждый субъект транспортной безопасности сможет это позволить.

– Словом, ПТБ должны каким-то образом ловко маневрировать между всеми участниками транспортной безопасности, обеспечивая антитеррористическую защищенность.

– В какой-то степени, да, и при этом соблюдать главный принцип сегодняшнего времени – клиентоориентированность. Ведь можно элементарно оградить вокзал колючей проволокой, противотанковыми ежами, поставить вышки, завести служебных собак и наша цель будет достигнута, но мы прекрасно понимаем, что это лицо города, и вокзал должен быть одновременно красивым и функциональным. Пассажир не должен испытывать дискомфорт на вокзале или бояться собаки. А для потенциального нарушителя, ищущего приключений, напротив, эффект присутствия человека в форме действует отрезвляюще, здесь нужна золота середина. Думаю, что решить все спорные и сложные вопросы можно только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных сторон и эффективном взаимодействии.

От всей души поздравляю дружный коллектив ПТБ «Эфес» с наступающим Новым годом! Пусть он принесет энергию и удачу! Желаю радости, счастья и безопасности во всех сферах жизни!

Фотографии предоставлены архивом ПТБ.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]