Главная ТранспортТернистый путь к транспортной безопасности

Тернистый путь к транспортной безопасности

В последние годы внешний облик объектов транспортной инфраструктуры с массовым пребыванием граждан сильно изменился. В первую очередь это касается объектов, относящихся к железной дороге, воздушного комплекса. Определенные изменения происходят и на автовокзалах. Пассажиры видят полное переоснащение, связанное с обеспечением транспортной безопасности. Однако при глубоком анализе ситуации выясняется, что далеко не все предписанные российским законодательством меры удается выполнить своевременно и в требуемом объеме. И проблема на этот раз касается не столько технического оснащения, сколько качества и количества подготовленных для данной работы кадров.

Буква закона

Многие из нас привыкли видеть сотрудника ЧОП или ЧОО рядом с досмотровым оборудованием перед входом на объект транспортной инфраструктуры. Однако в соответствии со статьей 15 федерального закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранное предприятие не может прямо осуществлять иную деятельность, кроме охранной, то есть защита от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры не может быть предметом услуг, оказываемых частным охранным предприятием или частной охранной организацией.

Получается, что на многих транспортных объектах мы видим абсолютно абсурдную ситуацию: досмотр производит человек, который по закону может нести ответственность только за целостность оборудования или за сохранность имущества Заказчика. Кто же должен защищать вокзалы от актов незаконного вмешательства и от возникающих террористических угроз? Для этих целей в 2007 году принят Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который претерпел изменения в силу современных реальностей.

В соответствии со статьей 4 данного закона данные мероприятия выполняются субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком, в том числе и специально созданными юридическими лицами с особыми уставными задачами – «подразделения транспортной безопасности», получившие соответствующую аккредитацию в федеральных агентствах по видам транспорта. Эти требования призваны обеспечить объекты транспортной инфраструктуры специально подготовленными кадрами, наделенными необходимыми полномочиями и ответственностью, что является необходимостью в условиях нестабильной обстановки во всем мире.

Только подразделения транспортной безопасности законно и с необходимом объемом полномочий могут обеспечить необходимый уровень защищенности объектов транспортного комплекса, такова существующая реальность. Однако осуществить эти требования в максимально короткие сроки очень сложно. В первую очередь потому, что система обеспечения транспортной безопасности внедряемая на территории РФ по сути является уникальной и беспрецедентной. На сегодняшний день вопросы транспортной безопасности не прорабатываются на таком уровне ни в одной стране мира и готовых решений для проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня пока просто нет.

Легких путей не предвидится

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты (т.е. собственников) транспортной инфраструктуры, а это значит, что привлечение для данной работы аттестованных специалистов – в первую очередь в интересах самих собственников вокзалов.
Существует два пути решения данного вопроса: это создание собственного подразделения транспортной безопасности внутри субъекта транспортной инфраструктуры или привлечение стороннего юридического лица с особыми уставными задачами – подразделения транспортной безопасности, аккредитованного для данной деятельности.

Дмитрий Юрьевич Смольянов, член Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», главный инженер ООО «ВЕНТРАН-Телеком»

– Организация, которая планирует создать собственное подразделение транспортной безопасности должна пройти несколько этапов, – объясняет член правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Смольянов Д.Ю. – Первое – это создание юридического лица с особыми уставными задачами в соответствии с требованиями действующего законодательства. Второе – подбор штата сотрудников, отвечающих соответствующим критериям для сотрудников транспортной безопасности, их последующее обучение и обязательная аттестация.

На предварительном этапе для допуска сотрудника к аттестации необходимо собрать ряд документов, среди которых: справка об отсутствии судимости; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; заключение органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; а также документы, удостоверяющие личность, трудовой стаж и образование аттестуемого лица.

Только после аттестации сотрудников следует третий этап – это подача документов на аккредитацию в компетентный орган. (Например, федеральное агентство железнодорожного транспорта, если речь идет о железной дороге). Результатом проведенной работы становится получение свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.

При получении данного документа юридическое лицо становится подразделением ТБ со своим уставом, с правом применения специальных средств и оружия, технических средств ОТБ, другими полномочиями по предотвращению актов незаконного вмешательства, а также обладает правом задержания и воспрепятствования подготовки незаконной деятельности на объектах транспортной инфраструктуры.

По пути создания собственных подразделений транспортной безопасности уже пошли метрополитены, крупные аэропорты, например, «Домодедово» и «Шереметьево».

Возвращаясь к вопросу об ответственности, стоит отметить, что организации, которые пошли по пути создания собственного подразделения, уже ни с кем не смогут разделить ее в случае непредвиденной ситуации.

Второй вариант – привлечение сторонней организации, тоже не так прост, как кажется. В первую очередь потому, что организаций, аккредитованных для осуществления данной деятельности, не так много. В Центрально-Черноземном регионе таким предприятием является ПТБ «ЭФЕС», к слову, победившее в номинации и получившее в 2018 году звание «Лучшее подразделение транспортной безопасности в сфере ж/д транспорта».

Нет мероприятий – нет безопасности?

На сегодняшний день на железной дороге сложилась ситуация, при которой ЮВЖД оказалась в некой изоляции. Все граничащие с ней филиалы – Московская, Приволжская, Северо-Кавказская железные дороги обеспечили привлечение аккредитованных Росжелдором подразделений транспортной безопасности, а на вокзалах ЮВЖД – это только предстоит сделать. Однако, это отнюдь не вина руководства ЮВЖД или соответствующей Дирекции ОАО «РЖД». Дело в том, что в приоритете поводом для наведения порядка на вокзалах в разное время служили значимые важные мероприятия. Все вышеперечисленные филиалы располагаются на территориях, где в свое время проводились, как Зимняя Олимпиада–2014 (Сев-Кав ж\д), Кубок конфедерации, Чемпионат мира по футболу FIFA-2018, прошедшая Универсиада в Красноярске. Но, нормы законодательства РФ о транспортной безопасности распространяются на все объекты транспортной инфраструктуры по определенным критериям.

– На момент начала данной работы, в преддверии Чемпионата Мира FIFA-2018 в ОАО «РЖД» были привлечены все имеющиеся аккредитованные подразделения транспортной безопасности, – говорит Дмитрий Смольянов, — была организована активная подготовка и аттестация необходимого количества сил обеспечения транспортной безопасности сотрудников, произведена оптимизация работы подразделений. В результате произведенного комплекса мероприятий удалось обеспечить транспортную безопасность на всех объектах транспортной инфраструктуры как в городах участниках ЧМ-2018, так и на объектах и транспортных средствах участвующих в транспортном обслуживании спортивных мероприятий.

Выходит, что ситуация на ЮВЖД выглядит удручающей лишь в сравнении с соседними регионами. На самом деле данная проблема актуальна во многих регионах России. На сегодняшний день РЖД располагает 353 вокзалами, и лишь порядка 30 обеспечены подразделениями ТБ. К концу 2019 года планируется, что в этот список войдет еще порядка 10 вокзалов. Так как процесс этот ведет не только к финансовым, но и временным затратам: проверка, обучение и аттестация сотрудников – процесс долгий и ответственный, а организаций, аккредитованных на эту деятельность в России пока немного.

Более того, эксперты также отмечают, что ситуация на автовокзалах региона находится в гораздо более удручающем состоянии, не исключение и автовокзал Воронеж. Так или иначе, обеспечение объектов транспортной инфраструктуры сотрудниками ПТБ – это сложный путь, который всем регионам придется пройти до конца, а его результатом станет – достойный уровень безопасности пассажиров по всей России.

В период подготовки данного материала Правительством РФ 19 марта 2019 года принята Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года в соответствии с которой, до 2025 года должны быть реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и охране объектов в требуемом объеме финансирования. Таким образом, государство берет на себя часть объема требуемых вложений.
Ассоциация «Транспортная безопасность» готова к оказанию методический, практической и иной помощи субъектам транспортной инфраструктуры, контрольно-надзорным органам, федеральным органам исполнительной власти в решении имеющихся разносторонних вопросов транспортной безопасности в Центрально-Черноземном регионе.

Нет комментариев

Для любых предложений по сайту: [email protected]