Главная ТранспортАналитики НКР оценили перспективы восстановления рынка перевозок в России

Аналитики НКР оценили перспективы восстановления рынка перевозок в России

Перевозки грузов морским, автомобильным и железнодорожным транспортом в России восстановятся до допандемийного уровня в 2022 году, прогнозируют аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги». Пассажирские авиаперевозки вернутся к этим показателям лишь в 2024 году.

Драйвером роста как для грузовых перевозчиков, так и для стивидорных компаний (занимаются погрузкой и разгрузкой товаров в портах) стал не­сырьевой рынок – продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Их доходы растут в том числе благодаря увеличению тарифов на перевозку грузов: на железнодорожном и автомобильном транспорте в 2022 г. они вырастут в пределах 10 %.

Почему перевозки грузов оказались в плюсе

После падения в пандемийном 2020 г. в первой половине этого года грузооборот железнодорожного транспорта составил 1304 млрд ткм и практически достиг уровня аналогичного периода допандемийного 2019 г., автотранспорта – 75 млрд ткм (+4%), водного (морского и речного) – 44 млрд ткм (+2%), авиации – 4 млрд ткм (+21%), следует из данных Минтранса.

«Грузовые перевозки стали главными получателями доходов в 2020 г., а большинство пассажирских перевозок оказались убыточными. Такая ситуация сохранится по итогам 2021 г. и еще как минимум два года», – говорится в отчете НКР.

Операционная прибыль авиа­компаний от грузовых пере­возок в 2020 г. выросла на 982 %, в первом полугодии 2021 г. – на 1039 %, морских перевозок – на 142 и 81 % соответственно. При этом прибыль от перевозки грузов по железной дороге в прошлом году упала на 101 %, в первом полугодии 2021 г. – на 91 %. Аналитики НКР объясняют это снижением отгрузки угля, металлов, цемента и нефте­продуктов.

Активное развитие электронной коммерции и значительный рост продаж товаров повседневного спроса сказались положительно на автомобильных грузоперевозках, говорится в обзоре. Но конкретных данных по этому сегменту НКР не указывает, приводятся только данные группы Globaltruck, крупнейшего автомобильного FTL-перевозчика (доставка грузов с полной загрузкой автомобиля) на Урале и в Сибири, – ее операционная прибыль увеличилась по итогам первой половины 2021 г. на 60 %.

Какие компании оказались самыми прибыльными

По мнению экспертов НКР, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16 %), то в 2020 г. на первое место по рентабельности вышли воздушный (25 %) и морской транспорт (11 %). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (-1 %).

«Эта тенденция сохраняется в 2021 году и может даже усилиться в следующем», – считают аналитики. Новый тренд они связывают с ростом мировых тарифов на перевозки, который был вызван в том числе дефицитом грузовых самолетов и сухогрузов, и с логистическими сбоями из-за сокращения закупок Китаем и введенных Пекином новых правил перевозки в связи с коронавирусными ограничениями.

За последние два года значительно выросли ставки на контейнерные и морские перевозки. Мировой контейнерный индекс WCI и индекс морских перевозок сухогрузов BDI подскочили в два раза в 2020 г. и продолжают повышаться – на 150 и 175 % соответственно с начала 2021 г. Из-за этого импортные товары повседневного спроса продолжат дорожать и в 2022 г., говорится в отчете.

Повышение тарифов и логистические сбои улучшат финансовые показатели компаний, реализующих мультимодальные перевозки. Выше всего потенциал роста прибыльности и маржинальности у таких компаний, как «Трансконтейнер» и Fesco, считают аналитики НКР. В 2020 г. по сети РЖД было перевезено около 5,8 млн груженых и порожних 20-футовых контейнеров (TEU), что на 15,9 % больше, чем за 2019 г., сообщала российская монополия. По итогам 2021 г. специалисты «Трансконтейнера» ожидают увеличения российского контейнерного рынка на 10,5–11 %. Но в 2022 г. рост замедлится до 9 %. Это связано в том числе с ограниченностью инфраструктуры, особенно на погранпереходах и подходах к портам, а также с ценовым давлением на контейнерные перевозки в связи с увеличением тарифов.

Из-за увеличения транзитных контейнерных перевозок растет погрузочно-разгрузочная деятельность в портах. Аналитики НКР указывают, что стивидорные компании, несмотря на снижение доходов грузоперевозчиков в период пандемии, оказались в наибольшем плюсе из всех транспортных компаний.

В группе Global Ports (один из крупнейших операторов портовых терминалов) считают, что в большем плюсе все-таки не операторы портов, а судоходные компании. Во время пандемии в несколько раз выросли мировые ставки фрахта, что обусловлено комплексом факторов – глобальным ростом спроса в сегменте электронной коммерции, дефицитом порожних контейнеров и провозных емкостей на морских судах, поясняет представитель Global Ports. В связи с тем что стоимость перевозок резко выросла, основной рост доходов наблюдается у судоходных линий, резюмирует он.

Также растут грузовые авиа­перевозки. По сравнению с допандемийным уровнем они увеличились втрое. Это феномен пандемии: обычно авиакомпании перевозят грузы вместе с пассажирами на пассажирских рейсах. Но когда были введены запреты на пассажирские перевозки весной 2020 г., товары все равно нужно было продолжать возить.

Из-за чего отстают ­пассажирские перевозки­

В отличие от грузового транспорта ни один из сегментов пассажирского до сих пор не восстановился, следует из данных Минтранса. В первой половине 2021 г. пассажирооборот гражданской авиации составил 91 млрд пкм, что на 20 % меньше аналогичного периода 2019 г. На железной дороге он также снизился на 20 %, до 46 млрд пкм, перевозки пассажиров автотранспортом и внутренним водным транспортом – на 22 % (до 43 млрд и 0,1 млрд пкм соответственно), морским – на 23 % (до 0,01 млрд пкм).

Убыток крупнейших российских пассажирских авиакомпаний в 2020 г. превысил 120 млрд руб. на фоне карантинных мер и стагнации доходов населения. В 2021 г. они только начали восстанавливаться, в первую очередь благодаря увеличению полетов по России: пассажирооборот на внутренних авиалиниях по итогам первого полугодия достиг 71 млрд пкм (рост на 18 % к аналогичному периоду 2019 г.). Благодаря этому авиакомпании в первой половине 2021 г. вдвое сократили убытки – с 122 млрд до 55 млрд руб., указано в отчете НКР. При этом железнодорожные пассажирские перевозки по России «были очень востребованы», указывают аналитики.

В любом случае на прогнозы развития авиационного и железнодорожного пассажирского сообщения влияет неопределенность ситуации с введением QR-кодов. В случае если их проверка станет обязательной в начале 2022 г., число поездок пассажиров в поездах дальнего следования и в самолетах может «заметно снизиться» при сохранении текущих темпов вакцинации; соответственно, заметно уменьшится и выручка перевозчиков, прогнозируют аналитики НКР. Из-за введения QR-кодов трафик на внутренних авиалиниях может сократиться на 50 %, считают в S7, крупнейшей частной авиакомпании России. С этой оценкой согласны в Utair и Международной ассоциации аэро­портов.

Аналитики НКР уверены, что в целом прибыль и объемы пассажирских железнодорожных перевозок восстановятся в 2022 г., авиаперевозок – только в 2024 г.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]