Главная ДорогиДорожная разметка 2017 – Проблемы, тенденции, события

Дорожная разметка 2017 – Проблемы, тенденции, события

Дорожная разметка является одним из типов технических средств для информирования, зрительного ориентирования участников дорожного движения и регулирования дорожного движения1 или, что является более привычным, технических средств организации дорожного движения (далее – ТСОДД). В техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) содержится весьма исчерпывающее определение термина «дорожная разметка» – это «линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства автомобильных дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги». В качестве основного отличия дорожной разметки (в первую очередь, горизонтальной) от других ТСОДД является постоянное её нахождение в поле зрения водителей транспортных средств, что позволяет не только устанавливать определенные условия движения в конкретном месте, но и даёт возможность заранее предупредить об их изменении.

В качестве основных и, к сожалению, можно сказать традиционных проблем разметки следует назвать её недостаточную функциональную долговечность2, т.е. недостаточный период эксплуатации разметки, в течение которого выполняются нормативные и контрактные требования. Подтверждением этого служит статистика – именно недостаточная видимость или отсутствие дорожной разметки является наиболее частым (или одним из наиболее частых) недостатков автомобильной дороги, фиксируемых при дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП). При этом необходимо отметить, что далеко не всегда неудовлетворительное состояние разметки оказывает непосредственное или косвенное влияние на возникновение ДТП3.
В чём же причины недостаточной функциональной долговечности дорожной разметки? Зачастую приходится слышать следующие мнения:
• используются некачественные материалы;
• разметчики экономят, снижая расходы применяемых материалов;
• тяжёлые климатические условия не позволяют обеспечить достаточную продолжительность функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки;
• выделяемые средства явно недостаточны для устройства качественной и долговечной разметки.
В какой-то степени все перечисленные выше доводы могут быть признаны имеющими право на существование, но, при этом, причин гораздо больше. И начинать надо с проекта организации дорожного движения и технических заданий на выполнение работ. Именно в этих документах закладываются основы качества разметки.
Проект организации дорожного движения должен быть не только составлен в полной привязке к реальным параметрам автомобильной дороги, но и в однозначном соответствии действующим нормативным документам.
При составлении технического задания необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобильной дороги (климатические условия, интенсивность и состав движения, технологии содержания, планируемые работы по содержанию и сроки их проведения и т.д.), тип (асфальтобетон, цементобетон, поверхностная обработка и т.п.) и состояние покрытия (наличие разрушений и их количество), планируемые ремонтные работы, наличие, состояние, типы материалов старой разметки.
Далее, после того, как определена организация, которая будет выполнять работы, ответственность за качество и долговечность разметки распределяются между заказчиком и подрядчиком. Именно на этом этапе должны быть правильно выбраны разметочные материалы, изделия, оборудование, сроки проведения основных и, при необходимости, подготовительных работ, сформированы и подготовлены бригады. При этом чрезвычайно важным является организация контроля качества, как со стороны заказчика, так и со стороны подрядной организации не только в процессе устройства дорожной разметки и до сдачи выполненных работ, но и в дальнейшем, в течение всего гарантийного периода.
Существуют различные оценки «весомости» каждого из выше перечисленных факторов, в качестве примера можно привести один из вариантов4 (рисунок 1).

#_010-Дорразметка_07Рисунок 1. Распределение (%) роли факторов в обеспечении качества и долговечности дорожной разметки

Теперь вернёмся к проблемам разметки. Специалистами ООО ЦИТИ «Дорконтроль» на протяжении многих лет проводится контроль качества разметки на всех этапах её жизненного цикла. Динамика проведённых испытаний материалов и изделий, а также непосредственно разметки приведена на диаграммах (рисунки 2 и 3). Количество замеров позволяет сделать выводы о типичных недостатках разметки.

#_010-Дорразметка_08Рисунок 2. Количество испытанных проб материалов и изделий для дорожной разметки в лаборатории ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в период с 2013 по 2017 гг. (по состоянию на 10 октября 2017 г.)
#_010-Дорразметка_09Рисунок 3. Количество выполненных измерений при проведении приёмочного и эксплуатационного контроля качества дорожной размети силами специалистов ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в период с 2013 по 2017 г.г. (по состоянию на 10 октября 2017 г.)

По данным 2016-2017 гг. можно выделить следующие основные нарушения требований нормативных документов и технического задания на выполнение дорожной разметки. Вначале рассмотрим разметочные материалы.  Для красок и эмалей — расслаивание с образованием неразмешиваемого осадка в процессе хранения, неудовлетворительная стойкость к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия (для материалов жёлтого и оранжевого цвета), несоответствие координат цветности и коэффициента яркости (для материалов оранжевого цвета). Для термопластиков – низкие значения коэффициента яркости. Для холодных пластиков – несоответствие по времени отверждения и неудовлетворительная стойкость к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия (для материалов жёлтого и оранжевого цвета).
В целом по разметочным материалам следует отметить низкое качество сопроводительной документации (включая ссылки на отменённые или несуществующие нормативные документы) и некорректный отбор проб, отправляемых в лабораторию для проведения испытаний.
Теперь непосредственно о недостатках дорожной разметки. Самым «проблемным» параметром является удельный коэффициент световозвращения. Недостаточные значения этой важнейшей характеристики дорожной разметки, определяющей её видимость в тёмное время суток при отражённом свете фар транспортных средств, зачастую фиксируются как на новой разметке (при проведении приёмочного контроля), так и в процессе эксплуатации. Здесь же необходимо отметить ещё один недостаток разметки, непосредственно связанный с рассматриваемым параметром – неравномерное значение по площади элементов, прежде всего наносимых вручную разметки5.

#_010-Дорразметка_05Рисунок 4. Несоблюдение геометрических параметров горизонтальной дорожной разметки в плане

Второе место (вплотную к первой позиции) занимают нарушение нормативных требований в части геометрических размеров, причём не только размеров в плане, но и по возвышению разметки над поверхностью покрытия, т.е. её «толщина». Говоря о проблеме соблюдения геометрических параметров разметки в плане, особо следует выделить дублирование дорожных знаков (рисунок 4), а также разметки 1.5, 1.6, 1.11 по ГОСТ Р 51256-2011. Что касается высоты выступания разметки над покрытием, то при нормируемых максимально допустимых 6 мм фиксируются значения, превышающие 10 мм (рисунок 5), что представляет опасность для движения двухколёсных транспортных средств, может способствовать застою воды вдоль линий и образования в этих местах гололедицы.

#_010-Дорразметка_06Рисунок 5. Недопустимое (12 мм) возвышение горизонтальной дорожной разметки над поверхностью покрытия, на которую она нанесена

На третьем месте в этом перечне следует поставить преждевременный износ и/или разрушение горизонтальной дорожной разметки.
Далее нельзя не отметить проблемы временной горизонтальной дорожной разметки и демаркировки горизонтальной дорожной разметки.
Временная дорожная разметка предназначена для применения «на участках автомобильных дорог с временным изменением организации дорожного движения»5. В соответствии с действующими нормативными требованиями эта разметка должна наноситься материалами и изделиями оранжевого цвета. К сожалению, на практике временная разметка зачастую бывает жёлтого цвета, реже красного, розового цветов (рисунок 6).

#_010-Дорразметка_03Рисунок 6. Временная горизонтальная дорожная разметка жёлтого цвета (разметка 1.12 и 1.14) и оранжевого цвета (1.1 и 1.6)

Проблема демаркировки появилась одновременно с распространением, так называемых, долговечных материалов, т.е. термопластиков и холодных пластиков, наносимых толщиной 2-3 мм. При хорошей сохранности разметки по площади происходит недопустимое утолщение разметки (рисунок 5), о чём речь шла выше. Однако необходимость демаркировки бывает вызвана и другими причинами: ошибки при нанесении разметки, изменение организации дорожного движения, несовместимость нового и старого разметочного материала.
Переходим к тенденциям в области дорожной разметки.
Во-первых, наблюдается увеличение доли термопластиков. Тенденция вполне объяснима – при относительно невысокой стоимости разметки, нанесённой красками и эмалями, разметка обладает невысокой продолжительностью функциональной долговечности, особенно на автомобильных дорогах и улицах с высокой интенсивностью движения. Выход – в применении термопластиков и холодных пластиков. При этом термопластики распространены в большей степени, чем холодные пластики.
Во-вторых, увеличивается доля горизонтальной дорожной разметки выполняемой цветными материалами. Еще несколько лет назад разметку жёлтого цвета 1.4 и 1.10 (по ГОСТ Р 51256-2011) можно было увидеть крайне редко. Сейчас ситуация в корне изменилась.
Также весьма частой стала разметка 1.14.1 (по ГОСТ Р 51256-2011), обозначающая пешеходные переходы, с жёлтым заполнением (рисунок 7).

#_010-Дорразметка_02Рисунок 7. Горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 с жёлтым заполнением

В городе Москве получило распространение специальная дорожная разметка «Зона перекрёстка» в виде перекрестия жёлтых диагональных линий в квадрате, обозначающего границы перекрёстка6 (рисунок 8). «Легализована» данная разметка Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. №1276. Целью внесения в Правила дорожного движения этой разметки является повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения на перекрёстках. В том числе профилактикой нарушений участниками дорожного движения пункта 13.2. Правил, в соответствии с которым запрещается выезд на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынуждает водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении6.

#_010-Дорразметка_01-1Рисунок 8. Специальная дорожная разметка «Зона перекрёстка» в виде перекрестия жёлтых диагональных линий в квадрате, обозначающего границы перекрёстка

В следующем разделе данной статьи рассмотрим основные события в области дорожной разметки этого года.
Начнём с развития нормативной базы. Благодаря плановой технической политике Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) в течение 2017 г. работа в этом направлении не прерывалась.
Прежде всего, была закончена разработка новой редакции ГОСТ Р 51256 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»7. Целями этой разработки являются  гармонизация требований к дорожной разметки с положениями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011),  межгосударственного стандарта ГОСТ 32953-2014 и Правилами дорожного движения Российской Федерации. В настоящее время проект национального стандарта находится на этапе нормоконтроля.
Параллельно велась работа над новой редакцией ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»8 по причинам, аналогичным ситуации с ГОСТ Р 51256-2011, а также с учётом нововведений в части других ТСОДД. Подготовлена доработанная первая редакция ГОСТ Р 52289 и в соответствии с календарным планом будет передана заказчику.
Во исполнение Плана мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом транспортных средств на полосу встречного движения (пункт 1) – «внести изменения в нормативно-технические документы в целях возможности применения… жёлтой линии разметки для разделения транспортных потоков встречного направления…»9 были внесены соответствующие положения в проекты новых редакций ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52289. В этом году началось проведение эксперимента по применению горизонтальной дорожной разметки жёлтого цвета для разделения транспортных потоков в условиях зимней эксплуатации в Республике Карелия и Мурманской области10 (рисунок 9).

#_010-Дорразметка_04Рисунок 9. Проведение эксперимента по применению горизонтальной дорожной разметки жёлтого цвета для разделения транспортных потоков в условиях зимней эксплуатации в Республике Карелия и Мурманской области

Ещё одним событием в области развития нормативной базы является начало разработки проекта нового национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Демаркировка дорожной разметки. Технические требования. Методы контроля». Заказчиком выступает Росавтодор, исполнителем – ООО ЦИТИ «Дорконтроль», окончание работ в соответствии с государственным контрактом – 15 ноября 2018 г.
С 2009 г. по предложению производителей и поставщиков материалов для горизонтальной дорожной разметки проведение добровольных сравнительных полевых испытаний (далее – СПИ) было возобновлено на автомобильных дорогах федерального значения силами ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в новом формате, а именно:
• финансирование СПИ осуществляется за счёт средств участников;
• инструментальный контроль всех параметров;
• результаты СПИ представляются в виде комплекса данных по всем нормируемым параметрам без создания каких-либо рейтингов, списков, перечней;
• подтверждение серийности выпуска материалов, представляемых на СПИ (по желанию участников).
СПИ в новом формате проводились в период 2009 – 2015 гг. в различных регионах России – в Воронежской, Ленинградской, Новосибирской и Московской областях. В этом, 2017 году, добровольные испытания были начаты на трёх объектах в Новосибирской области. Сроки проведения и виды представленных на СПИ разметочных материалов и изделий представлены на диаграмме (рисунок 10).

#_010-Дорразметка_10Рисунок 10. Продолжительность проведения добровольных сравнительных полевых испытаний и типы материалов и изделий для дорожной разметки, представленных на СПИ в период 2009 – 2017 гг. (а/б – участок с асфальтобетонным покрытием, ц/б – участок с цементобетонным покрытием)

СПИ 2017-2018 проводятся в соответствии с регламентом, согласованным с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, ФКУ «Росдортехнология», ФКУ «Сибуправтодор» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Планируемый период проведения испытаний – полтора года. Результаты СПИ 2017-2018 передаются членам комиссии, участникам, представившим разметочные материалы и изделия и публикуются на сайтах ФКУ «Сибуправтодор» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, ООО ЦИТИ «Дорконтроль», отраслевых средствах массовой информации.
Проведение испытаний направлено на определение функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки, нанесённой различными материалами, изделиями и технологиями в реальных условиях эксплуатации.
Основные итоги 2017 г. в области дорожной разметки планируется подвести и обсудить на восемнадцатом ежегодном семинаре «Дорожно-строительные материалы. Изделия и конструкции и их роль в обеспечении безопасности дорожного движения», проведение которого планируется в Москве в конце января 2018 года.

Примечания

1 – ГОСТ 32846-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»
2 – термин «функциональная долговечность» был впервые использован в ГОСТ Р 51256-99, а его определение приведено в ГОСТ Р 51256-2011
3 – например, отсутствие или недостаточная видимость краевой линии горизонтальной дорожной разметки 1.2 (по ГОСТ Р 51256-2011) никаким образом не может повлиять (воспрепятствовать) выходу на проезжую часть животных
4 – доклад В. Климаховича «Проект «Школа разметки» на 18 ежегодном семинаре группы компаний «СТиМ», 26 октября 2017 г., г. Брест, Республика Беларусь
5 – ГОСТ 32953-2014«Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования».
6 – использована терминология в соответствии со справкой «Об изменениях в Правилах дорожного движения», 30 октября 2017 г., https://government.ru/docs/
7 –разработка новой редакции ГОСТ Р 51256 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», заказчик – Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), исполнитель – ООО ЦИТИ «Дорконтроль»
8 – разработка новой редакцией ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», заказчик – Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), исполнитель – ФАУ «Росдорнии»
9 – План мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом транспортных средств на полосу встречного движения. Утверждён Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 9 декабря 2016 г.
10 – доклад  заместителя начальника ФКУ Упрдор «Кола» Ю.А. Полосина «О проведении эксперимента по применению новой горизонтальной дорожной разметки желтого цвета для разделения транспортных потоков в условиях зимней эксплуатации в Республике Карелия и Мурманской области», VIII Международная специализированная выставки-форум «ДорогаЭкспо-2017», Круглый стол «Новые технологии зимнего содержания автомобильных дорог»

Авторы: В.Н. Свежинский, Э.Н. Калядин, ООО ЦИТИ «Дорконтроль»

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]