Главная ТранспортГеннадий Авдеев: «Жизнь и здоровье людей – приоритет контрольно-надзорной деятельности»

Геннадий Авдеев: «Жизнь и здоровье людей – приоритет контрольно-надзорной деятельности»

17 декабря 2019 года Юго-Восточное межрегиональное управление Госавтодорнадзора Центрального федерального округа провело совещание по вопросу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на территории Воронежской области. О результатах работы по данному вопросу, проблемах и путях решения мы побеседовали с начальником Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Геннадием Авдеевым.

 

 

 

 

 

 

 

 

Геннадий Авдеев, начальник Юго-Восточного межрегионального управления госавтодорнадзора ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

– Поделитесь, пожалуйста, результатами работы по данному вопросу за 2019 год.

– Если коротко, то в 2019 году реализована риск-ориентированная модель контроля надзора, определяющая деятельность Управления. Кроме того, на 2020 год составлен ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом рисков, присвоенных подконтрольным субъектам. Таким образом, из 2 500 только 250 хозяйствующих субъектов включены в план проверок на 2020 год. Им необходимо учесть изменения в законодательстве при организации деятельности.

– Какие дополнительные требования внесены в законодательство?

– Статьей 20 Федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения» установлены дополнительные требования безопасности к юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за перевозку грузов и пассажиров без тахографа, а так же за нарушения режима труда и отдыха водителей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2019 г. № 382 подлежат оснащению тахографами транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, но с 1 июня 2020 г.

Если мы говорим об изменениях в 2019 году, то было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 г. № 195, которое определило порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.

Что касается Управления, то Юго-Восточное МУГАДН ЦФО осуществляет функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Воронежской области, Белгородской области, Липецкой области, Тамбовской области).

– Что удалось сделать по вопросу контрольно-надзорной деятельности за 2019 год?

– По Воронежской области подлежит контролю и надзору более 2500 хозяйствующих субъектов, 850 из которых имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами, 185 имеют удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, 230 осуществляют деятельность на основании соответствующих уведомлений. В 2019 году Управлением было проведено 347 проверок хозяйствующих субъектов (снижение на 18 % к АППГ). Выявлено более 600 нарушений (в том числе по результатам плановых проверок свыше 500). Выдано 157 предписаний об устранении нарушений, составлено 1 561 протокол на общую сумму свыше 15 млн. руб., взыскано более 6 млн. руб.

За отчетный период проведено 104 рейдовых мероприятия, в ходе которых проверено свыше 1 300 транспортных средств, выявлено 757 нарушений, вынесены постановления о привлечении виновных к административной ответственности на общую сумму свыше 5 млн. руб.

Кроме того, хотелось бы отметить, что мораторий, введенный Президентом России в действие с 1 января 2016 г. на проведение плановых проверок для малого бизнеса, показал свою эффективность. Количество плановых, а как следствие и внеплановых проверок по исполнению предписаний снизилось на 18 % (2018 г. – 422 проверки всего, 2019 г. – 347). В деятельности управления снизилось количество принятых мер к нарушителям транспортного законодательства, например, сократилось количество выданных предписаний, составленных протоколов. В отношении предприятий малого бизнеса были применены профилактические меры, направленные на предупреждение аварийности и повышение безопасности дорожного движения.

С целью эффективного осуществления представленных полномочий Управлением принимались меры административного воздействия, так, в 2019 году составлено 5 086 протоколов по выявленным нарушениям. Вынесено более 5 000 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму 41 млн. 508 тыс. рублей. Общая сумма взысканных штрафов составила 17 млн. 861 тыс. рублей.

– Если мы говорим о контрольно-надзорной деятельности в сфере дорожного хозяйства, какие результаты достигнуты по этому вопросу?

Контрольно-надзорную деятельность можно условно разделить на два основных направления:
- осуществление контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог федерального значения путем проведения их систематических обследований;
- осуществление контроля за качеством дорожно-строительных материалов и изделий на их соответствие требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

В Управлении выстроена система работы, включающая в себя планирование обследований автомобильных дорог и деятельность, связанная с контролем качества дорожно-строительных материалов и изделий. Так, начиная с этого года, при подготовке к проведению каждого обследования дороги, на основании данных полученных из государственных контрактов, мы формируем приложение к акту, в котором указываются все сведения о применяемых дорожных изделиях, конкретных участках их применения, а также сроках производства работ.
При контроле за автомобильными дорогами федерального значения проведено 10 обследований, общая протяженность участков с учетом повторных обследований составила 1 тыс. 278 километров. В результате было выявлено 145 нарушений требований технического регламента. Наложено административных штрафов на сумму 631 тыс. руб.

В ходе проведения обследования все изделия в обязательном порядке проверяются на предмет наличия обязательной маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, которая должна быть нанесена перед их выпуском в обращение.

Надо сказать, что отсутствие маркировки является поводом для проверки наличия сертификата соответствия данного изделия требованиям технического регламента. Как показывает практика, зачастую его не оказывается. Таким образом, выявлено 4 случая отсутствия маркировки и 32 случая отсутствия сертификатов соответствия.

В целом, спектр выявляемых нами нарушений технического регламента в части дорожно-строительных материалов и изделий весьма широк. Помимо названных, это нарушения правил оформления сертификатов и деклараций о соответствии, отсутствие сведений о них в прилагаемых товарно-сопроводительных документах. Встречаются случаи недостоверного декларирования соответствия.
Безусловно, мы планируем активно развивать данное направление и контролировать этот вопрос.

– Хотелось бы затронуть такую важную тему, как перевозка детей.

– Что касается соблюдения перевозчиками требований действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении организованной перевозки групп детей автобусами, то в этом году достигнуто значительное снижение нарушений в рассматриваемых перевозках. На мой взгляд, это следствие всех тех процессов и действий, осуществляемых Управлением в рамках контрольно-надзорной деятельности. При этом, главный акцент в указанной работе был направлен, прежде всего, на предупреждение и профилактику нарушений обязательных требований, как со стороны перевозчиков, так и организаторов перевозки детей.

В качестве основного механизма контроля (надзора) за исполнением обязательных требований при перевозке детей была использована практика рейдовых проверок транспортных средств в процессе их эксплуатации. Так, в 2019 году в ходе контрольно-надзорных мероприятий за перевозкой детей проведено 10 рейдовых мероприятий, в ходе которых, проверено 41 транспортное средство и выявлено 29 нарушений обязательных требований.

Всего за нарушения обязательных требований привлечено к административной ответственности 5 юридических лиц, 5 должностных лиц, 6 индивидуальных предпринимателей, 1 водитель. Общая сумма наложенных штрафов составила более 38 тыс. рублей. Произошло снижение суммы наложенных штрафов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на (90%), что обусловлено заменой административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение.

Кроме того, в целях повышения эффективности воздействия к нарушителям обязательных требований, Управлением осуществлялось регулярное информирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов муниципальной власти субъекта Российской Федерации, органов прокуратуры и СМИ о нарушениях, выявленных в ходе проверок.

– Как вы осуществляете контроль знаний безопасности дорожного движения водителями?

– В 2019 году Управление продолжало аттестацию водителей по нескольким направлениям: по проверке знаний водителей, по безопасности дорожного движения, на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.

В результате территориальная экзаменационная комиссия в ходе 16 заседаний по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, в Воронежской области признала сдавшими экзамен 618 из 867 заявленных кандидатов (71 %); в сравнении с АППГ 436 из 624 (70 %).

Кроме того, были проведены аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право занимать соответствующую должность. Так, из 559 заслушанных специалистов аттестованы 363 человека, которые по решению комиссии соответствуют должности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии.

Также были проведены комиссии на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика по Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской областям. В этом году проведено 17 заседаний, в которых 275 водителей из 362 аттестованы и 32 из 39 специалиста доказали свои знания в области осуществления международных автомобильных перевозок.

В ходе транспортного контроля за отчетный период проверено 8 275 автотранспортных средств. При этом выявлено более 4 100 нарушений транспортного законодательства (рост на 17 % к АППГ). По результатам вынесено более 3 100 постановлений (рост на 10 % к АППГ) на общую сумму 15 млн. 710 тыс. руб. (рост на 80 % к АППГ). Взыскано штрафов на общую сумму 7 млн. 592 тыс. руб. (рост на 56 % к АППГ).
При контрольном взвешивании проверено 201 транспортное средство, при этом выявлено 102 нарушения. По ним вынесено свыше 392 постановлений на общую сумму 10 млн. 142 тыс. руб. Взыскано штрафов на общую сумму более 3 млн. 200 тыс. руб.

За невнесение перевозчиками платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам общего пользования федерального значения автотранспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн было оформлено 126 постановлений об административных нарушениях по ст. 12.21.3 КоАП РФ и наложено штрафов на сумму 650 тыс. руб. на российских, 698 постановлений на сумму 3 млн. 850 тыс. руб. на иностранных перевозчиков.

В целом, говоря о контроле за международными перевозками, мы настроены на жесткие меры к нарушителям в пределах норм действующего законодательства РФ — это задержания транспортных средств для обеспечения национальных интересов и повышения конкурентоспособности Российских перевозчиков.

– Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела на рынке международных автомобильных перевозок?

– В рамках Евразийской экономической комиссии представителями Ространснадзора во взаимодействии с уполномоченными странами-участницами Евразийского экономического союза ведется работа, направленная на гармонизацию законодательств государств и выработку единых методов и технологий осуществления транспортного контроля на внешней границе Союза. Эти меры позволили улучшить позиции на рынке международных автомобильных перевозок. Так, экономический анализ АСМАП показал, что доля российских перевозчиков с 2013 по 2019 год выросла с 40,3 % до 45 % соответственно.

Сразу хочу отметить, что, в отличие от 2018 г., когда темпы роста внешнеторгового оборота России по большинству зарубежных партнеров находились на уровне 25–30 %, в текущем году в основном мы наблюдаем отрицательную динамику. Так, за шесть месяцев 2019 г. имеет место снижение объемов внешней торговли на 7–10 % и более, как в целом с ЕС, так и с абсолютным большинством стран сообщества. Если падение импортных поставок товаров в условиях продолжающихся антироссийских санкций можно было как-то предвидеть, то, к сожалению, определенное снижение зафиксировано и по экспорту.

Однако, даже в этой ситуации объем международных автомобильных грузоперевозок между Российской Федерацией и зарубежными странами за девять месяцев 2019 г. смог возрасти на 1,7 % и составил 23,1 млн. тонн.

– Какие мероприятия проводятся в секторе сохранности автомобильных дорог?

– В установленном порядке Управление осуществляет надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог, организуя весовой контроль транспортных средств на стационарных и передвижных контрольных постах. Управление особое внимание уделяет контролю по пресечению таких правонарушений, проводя систематические рейдовые мероприятия на территории Воронежской области по выявлению тяжеловесных транспортных средств. В том числе в них принимают участие представители департамента дорожной деятельности Воронежской области. Надо сказать, что за 10 месяцев текущего года, Управлением вынесено 448 постановлений на общую сумму 10 357 500 рублей, из них 400 в отношении водителей на сумму 1 797 000 рублей, в отношении должностных лиц – 3 на сумму 25 000 рублей, юридических лиц (ИП) – 45 на сумму 8 535 000 рублей. Приведу пример резонансных и систематических нарушений. Так, ООО «Трансстроймеханизация» дважды привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ на общую сумму 700 000 рублей как лицо, осуществившее перевозку грузов с превышением допустимой массы транспортного средства без специального разрешения.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что погрузка груза юридическими лицами с превышением допустимой массы транспортного средства является возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, так как безопасная погрузка, размещение груза в транспортное средство включает в себя и обеспечение безопасности для автомобильных дорог при перевозке груза транспортными средствами. При этом необходимо учитывать, что транспортное средство отнесено к источнику повышенной опасности. Используя источник повышенной опасности с превышением допустимой массы, создается угроза аварийной ситуации и причинения вреда другим участникам дорожного движения и нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью иных граждан.

Поэтому юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении. Данная норма установлена Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Здесь также могу привести пример нарушителей, привлеченных к ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В отношении АО «Павловск Неруд» доказано 9 событий правонарушений, когда обществом допущено превышение массы транспортного средства при погрузке сыпучих грузов в карьере. В результате в отношении него составлены протоколы на общую сумму, превышающую 2 миллиона рублей. ООО ­«Дорожник», ПАО «МК Воронежский» привлечены к ответственности на общую сумму 750 000 руб.

Обращаю внимание, что юридическим лицам, задействованным в дорожно-строительной сфере, сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям, владельцам карьеров, где производится добыча песка и щебня, стоит усилить контроль за процессами погрузки груза в транспортные средства, с целью недопущений нарушений.

Должен сказать, что осуществляемый контроль и принятые меры дали соответствующий результат и способствовали повышению уровня безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом. Этому свидетельствует снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количества выявленных нарушений.

– Безусловно, всех интересуют мероприятия по снижению аварийности. Скажите, что было сделано в этом направлении?

– В 2019 году произошло снижение показателей аварийности с участием автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность: по количеству ДТП на 2,5 % (с 120 случаев до 117 случаев), по количеству погибших на 12,5 % (с 8 человек до 7 человек), по количеству раненых на 6 % (со 168 человек до 158 человек).

С введением лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами количество хозяйствующих субъектов получивших лицензию 850, количество автобусов внесенных в реестр более 5 300. Вместе с тем динамика показателей аварийности на лицензируемом пассажирском автотранспорте в течение 2019 года характеризуется регулярным снижением основных её значений. Таким образом, нам предстоит решение исключительно важной задачи по снижению аварийности в связи с лицензированием всех видов пассажирских перевозок.

С этой целью мы будем продолжать предупредительно-профилактические мероприятия, направленные на выявление основных причин совершения ДТП во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры и МВД.

– На сегодняшний день вы считаете эффективными меры по безопасности движения?

– Я хочу отметить, что требования по обеспечению безопасности дорожного движения для всех его участников должны оставаться одинаково неизменными. И здесь следует максимально использовать все имеющиеся рычаги от профилактических мер до принудительных. Во всех случаях, когда сознательные нарушения со стороны руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя требований действующего законодательства привели к ДТП с пострадавшими, мы должны предпринимать максимум усилий для привлечения виновных должностных лиц, в том числе и к уголовной ответственности.

Сложился устойчивый стерео­тип, что только в случае ДТП с особо тяжкими последствиями реально и жестко привлекается к ответственности должностное лицо необходимо развеять, почему мы должны ждать, именно таких трагедий. Мне представляется, что в тех случаях, когда на линию систематически выпускаются транспортные средства, не соответствующие установленным требованиям, а к управлению транспортным средством допускаются водители с накопившейся в предыдущей период переработкой, то именно руководители (предприниматели) должны нести ответственность. Они должны осознавать, что в случае серьезного ДТП им придется отвечать по всей строгости закона. Применение только административного наказания, как это практикуется сейчас, малоэффективно.

– Что, на ваш взгляд, является приоритетной задачей в вопросе комплексной безопасности?

– Мы не должны руководствоваться экономическими параметрами (низкая заработная плата, неплатежи, недофинансирование, нехватка кадров и т.п.), а четко действовать по закону, исходя из принципа «приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности».

На мой взгляд, только такой подход позволит обеспечить высокий уровень безопасности перевозок пассажиров. В этой связи еще раз хочу акцентировать внимание на том, что работа по обеспечению безопасности граждан не только в области пассажирских перевозок, но и грузовых может быть эффективна только при реализации комплексного подхода со стороны всех государственных структур с максимальным учетом интересов субъектов данной сферы деятельности. При этом единственным приоритетом должны являться жизнь и здоровье людей.

Полагаю, что в вопросе обеспечения безопасности перевозок проще всего ссылаться на несовершенство действующего законодательства. Однако здесь важно действовать в рамках уже имеющихся полномочий и принимать исчерпывающий комплекс мер, направленных на повышение уровня безопасности перевозок на дорогах общего пользования Российской Федерации.

В целях повышения эффективности применяемых мер контроль должен иметь стратегический характер, и быть направлен на предупреждение нарушений. Поэтому необходимо эффективно взаимодействовать со всеми заинтересованными государственными органами исполнительной власти и бизнесом, для наведения четкого порядка в организации перевозок и создания здоровой рыночной конкуренции, которая в свою очередь позволит сформировать среду высокопрофессиональных перевозчиков.

Решением целевых задач реформы контрольной и надзорной деятельности на период до 2025 года, в том числе по снижению количества смертельных случаев и случаев травматизма возможно только при значительном повышении ответственности и нацеленности на результат сотрудников Управления. Мы приложим все возможные усилия для выполнения поставленных задач.

Справка: Юго-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта находится по адресу: г. Воронеж, ул. Острогожская, дом 83; сайт ugadn36.tu.rostransnadzor.ru. Необходимую консультацию по лицензированию можно получить по телефонам: (473) 236‑95‑85, Крюкова Ирина Викторовна – ведущий специалист-эксперт; (473) 236-19-26, Нефедченко Галина Николаевна – специалист-эксперт.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]