Главная АвтоГородской транспорт на газе: проблемы и перспективы развития

Городской транспорт на газе: проблемы и перспективы развития

Еще в 2013 году Владимиром Путиным был определен вектор развития городского транспорта в регионах, направленный на переход на газовое топливо. Многие регионы, в том числе и Воронежская область,  тогда поддержали идею перевода на газ муниципального автотранспорта. Действительно, проблема стоит достаточно остро: по оценкам экспертов, российские автомобили ежедневно выбрасывают в атмосферу 14 миллионов тонн вредных веществ. При переходе на газомоторное топливо такая нагрузка снизится в два-три раза.
Но для того, чтобы газомоторное топливо стало по-настоящему массовым, следовало ускорить подготовку полноценной нормативно-правовой базы, повысить интерес покупателей к газобаллонным автомобилям и создать условия для расширения газозаправочной инфраструктуры. Что же сделано за прошедшие три года? Как продвинулся Воронеж в замене городского транспорта на более современный и экологичный? И что еще предстоит сделать, для того, чтобы форсировать большую реформу общественного транспорта?

#_005_Транспорт-на-газе_05Иван Евгеньевич Корнюшкин,
председатель Комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре
и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области,
генеральный директор  ЗАО «Воронежтранссервис»

Активизация деятельности в указанном направлении определилась в 2013 году Комплексным планом мероприятий по расширению использования газа в качестве моторного топлива до 2020 года.
В тоже время, в 2013 году губернатором Воронежской области была утверждена государственная программа «Развитие транспортного комплекса Воронежской области», в составе которой в настоящее время реализуется подпрограмма «Расширение использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива».
Тем не менее, начало реализации подпрограммы было положено в 2015 году. Тогда, в начале июня 2015 года Минпромторг РФ сообщил о включении Воронежской области в число регионов, которые получат субсидии на покупку газомоторных автомобилей. Также Минпромторг удовлетворил заявку Воронежа на приобретение 35 автобусов большой вместимости и 24 единиц коммунальной техники, работающих на газе. И уже в конце июля того же года правительство РФ выделило Воронежской области 245,639 млн. рублей из федерального бюджета на закупку автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе. При этом субсидии из федбюджета именно на приобретение новых городских автобусов составили 87,5 млн рублей. Остальная сумма была получена в качестве софинансирования на покупку газомоторной коммунальной техники.
Осенью мэрия объявила электронный аукцион на закупку 35 автобусов на газе. При этом городские власти выдвинули ряд критериев: автобусы не должны быть в ремонте или подвергаться восстановлению, необходима откидная ступенька для въезда и выезда инвалидов на колясках, наличие электронной системы информирования пассажиров, электронных маршрутных указателей и табло. Также автобусы должны быть укомплектованы спутниковой системой ГЛОНАСС.
Победителем стало воронежское ООО «Глобал авто», предложившее контракт на сумму 285 млн рублей – на 1,5 млн рублей дешевле, чем ООО «Компания СИМ-авто». Стоимость одного автобуса «ЛИАЗ» составила 8,15 млн рублей.
В итоге средства на покупку транспорта поступили из бюджетов разных уровней: пятая часть – из федерального бюджета, остальное – из городской и областной казны.
В этом году планируется приобрести по программе софинансирования еще 35 автобусов, и увеличить долю муниципального транспорта в общем объеме перевозок Воронежа до 30%.
Однако здесь возникает еще одна проблема, которая становится все острее с увеличением газомоторного автопарка в Воронеже: это обслуживание и заправка транспорта.

#_005_Транспорт-на-газе_03

На территории Воронежа сегодня находятся всего две автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предназначенных для заправки автомобилей, автобусов, специального транспорта, сельхозтехники и других транспортных средств природным газом. С увеличением количества единиц транспорта этих пунктов заправки становится недостаточно. В планах компании «Газпром» до 2020 года уже отмечены еще 2 перспективные зоны размещения газозаправочной инфраструктуры, но пока это всего лишь точки на карте.
Второй момент, требующий пристального внимания – это достаточно высокая опасность, при неправильной эксплуатации газомоторного оборудования. После ЧП, связанного с разрывом газового баллона высокого давления, случившегося 9 мая 2013 года на отстойно-разворотной площадке у станции метро «Речной Вокзал» в Москве, на многих автобусах по всей стране заменялись газовые баллоны на более надежные. Однако, вопрос тщательного, регулярного осмотра и обслуживания навсегда останется актуальным.

#_005_Транспорт-на-газе_04

О том, как будут решаться наметившиеся уже сейчас проблемы развития газомотрного транспорта и какая работа уже ведется в данном направлении властями и участниками рынка на разных уровнях рассказал председатель Комитета по транспорту ТПП ВО, генеральный директор ЗАО «Воронежтранссервис» – Иван Евгеньевич Корнюшкин.
В целях обеспечения равного доступа участников перевозок к рыночной газовой инфраструктуре перевозок и возможностям получения государственных преференций и льгот, предусмотренных государственными программами Торгово-промышленная палата РФ и территориальные палаты принимают меры по исследованию рынков, использующих результаты выполнения государственных программ, в том числе, на предмет предоставления бизнесу равных прав на участие его в соответствующих программах.
В декабре 2015 года на площадке ТПП Российской Федерации прошла Всероссийская конференция «О применении газомоторного топлива на транспорте: проблемы и перспективы». Тогда участниками был принят итоговый Протокол, отметивший, в частности, экономическую эффективность применения газового топлива на автомобильном и других видах транспорта, при разумной ценовой политике. Также было отмечено масштабное использование природных газовых ресурсов на транспорте, что при гарантированной системе ценообразования может стать фактором инвестиционной привлекательности развития транспорта.
Все участники конференции поддержали принимаемые Правительством меры по развитию газового рынка на транспорте.
В итоговом материале было решено обратиться в Правительство РФ с рядом предложений, первым из них было предложение актуализировать и принять государственную программу «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения, придав ей статус «Национальный проект, с финансированием из государственного бюджета. Предложены меры по разработке и организации реализации указанной программы.
Однако следует признать, что потенциальные покупатели и пользователи газомоторного транспорта недостаточно уверены в последовательном развитии рынка газомоторного транспорта, решении имеющихся проблем перехода на газомоторное топливо, не в полной мере информированы о том, что сделано и что намечено осуществить для широкого внедрения газомоторной техники в регионах.
В декабре 2015 года, в Парламентском центре Воронежской области была проведена аналогичная региональная Конференция по теме «Перспективы и проблемные вопросы газификации транспортного комплекса Воронежской области». Модератором Конференции выступил Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области».
В работе форума приняли участие более 60-ти представителей органов исполнительной и законодательной власти региона, предприятий, учреждений, коммерческих и общественных организаций.
Особое внимание в ходе работы Конференции было уделено энергичной координирующей роли Рабочей группы и конструктивному взаимодействию основных операторов регионального газомоторного рынка: ООО «Газпром газомоторное топливо», ОАО «НК «Роснефть», ООО «Чистая энергия» с исполнительными органами государственной власти Воронежской области.
Отмечено, так же, что с начала 2015 года в составе Государственной программы Воронежской области «Развитие транспортной системы» начала действовать подпрограмма «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на период 2015-2020 гг.». В соответствии с указанной подпрограммой для муниципального автотранспортного предприятия г. Воронежа было приобретено 37 единиц газовых автобусов большой вместимости, а 105 автобусов среднего класса, оснащённых метановым оборудованием, поступили в областные автопарки.

В настоящее время на основании программы заканчивается реконструкция двух газонаполнительных станций в г. Воронеже «АГНКС -1» и «АГНКС-2», осуществляемая за счет средств ООО «Газпром газомоторное топливо». Также ведется работа по строительству подобной АГНКС в г. Семилуки, разрабатывается документация на проект АГНКС в г. Боброве.
Кроме того, ООО «Газпром газомоторное топливо» намерено оснастить заправочные площадки газовозами в городах Бутурлиновка, Бобров, Анна.
Вместе с тем, в результате коллективной работы, участниками областной конференции выявлен ряд существенных проблем и предложены пути их решения. В том числе, отмечено следующее:
1. Работа органов исполнительной власти федерального уровня, в части межотраслевого взаимодействия, недостаточно скоординирована.
2. Для достижения поставленных целей необходимо активнее использовать диалог в формате государственно-частного партнёрства органов исполнительной и законодательной власти, торгово-промышленных палат, бизнеса, научного (экспертного) и профессионального сообществ (союзов, ассоциаций).
3. Сервисное (гарантийное) обслуживание газобаллонного автотранспорта налажено недостаточно. Отсутствуют договорённости между основными производителями газомоторной техники и основными операторами газомоторного рынка об универсализации региональных сервисных центров.
4. Необходимо уделить внимание вопросам безопасности в работе газобаллонного транспорта, констатируя наличие системной проблемы учёта старого арсенала газовых баллонов и недостаточно развитую сеть пунктов переосвидетельствования.
5. Особое внимание должно уделяться сфере образования и здравоохранения, принятию нормативных актов и программ по переводу «школьных автобусов» и автомобилей «скорой медицинской помощи» на КПГ. Поставщикам услуг предлагается рассмотреть введение преференций для обеспечения работы социального транспорта.
6. Газификация городского пассажирского транспорта и сельскохозяйственной техники входят в систему приоритетов. Объединяющим фактором двух направлений развития является целесообразность максимального приближения мобильных элементов газозаправочной инфраструктуры (комплексов оборудования) к местам концентрации и работы этих видов транспорта.

#_005_Транспорт-на-газе_02

Изложенные предложения были рекомендованы для организации исполнения Федеральным и Региональным органам государственной власти, ТПП РФ, участникам Конференции.
Учитывая изложенные в документах Всероссийской и региональной Конференций предложения и рекомендации Правительству РФ, отраслевым Министерствами, разработан и предложен для рассмотрения проект новой Государственной программы Российской Федерации «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения».
Целью Программы является стимулирование использования газомоторного топлива на автомобильном, железнодорожном, морском, речном и авиационном транспорте и технике специального назначения для снижения транспортных издержек в экономике, повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и уменьшения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Качественная экспертиза предлагаемого проекта, находящегося в настоящее время, в том числе, в ТПП РФ и региональных торгово-промышленных палатах, внесение обоснованных и рациональных предложений и замечаний со стороны бизнеса и окончательное утверждение предложенного проекта позволяет надеяться на успешную реализацию Государственной программы Российской Федерации.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]