Главная Без рубрикиРеформа пассажирского транспорта: продолжение следует

Реформа пассажирского транспорта: продолжение следует

Тема пассажирских перевозок является одной из первоочередных в Воронеже и области уже на протяжении долгого времени. Состояние городского транспорта и качество обслуживания пассажиров обсуждается на уровне губернатора – предлагается внесение законодательных поправок, выделяются средства из  бюджетов всех уровней. 

Год назад региональными властями была анонсирована полномасштабная реформа пассажирского транспорта области. Каковы же её результаты? Смогли ли почувствовать их на себе жители Воронежа и области?

От слов к цифрам
О последних результатах проведенной работы можно судить по озвученной 9 ноября на заседании правительства области информации. По данным предоставленным в докладе руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог области Александра Дементьева, на сегодняшний день в области работают 69 компаний-перевозчиков, ими обслуживаются 663 пригородных и межмуниципальных маршрута. За 2013-2015 годы обновлено 29,3% подвижного состава предприятий – это 343 машины из 1170. Средства на обновление транспорта выделялись как из областного, так и из федерального бюджетов. На рубеже 2013-2014 годов перевозчиками было получено 100 единиц техники на условиях государственно-частного партнерства, за это время они за счет снижения издержек на ремонт полностью выполнили свои обязательства по дополнительному приобретению транспорта за счет собственных средств – 138 автобусов разных классов, в том числе класса «Турист».
С точки зрения безопасности дорожного движения в текущем году по области наблюдается положительная динамика по показателям «число погибших» (снижение на 50%) и «число раненых» (снижение на 4,3%) в ДТП по вине водителей пассажирского автотранспорта. Однако, показатель «число ДТП» вырос на 11,1%.
Что касается работы городского транспорта в Воронеже, то здесь 13 компаний-перевозчиков обслуживают порядка 110 маршрутов. Как и в области имеется проблема модернизации производства, а также грамотного использования производственных мощностей. Зафиксированы факты стоянки автобусов в не предназначенных для этого местах, во дворах, на улице. За 2013-2015 гг. в городе обновлено 29,8% подвижного состава предприятий – это 596 машины из почти 2000. Здесь превалируют частные инвестиции (525 единиц), однако существует серьёзная проблема с обновлением автобусов большой вместимости. Практика 2015 года показывает, что в текущих условиях действующим частным перевозчикам самостоятельно, без государственной поддержки, тяжело выполнять принятые на себя обязательства по обновлению.
С точки зрения безопасности дорожного движения в городе в текущем году дела также обстоят несколько хуже, чем по области: наблюдается положительная динамика по показателю «число погибших» (снижение на 50%), при этом ухудшились показатели «число раненых» (рост на 54,5%) и «число ДТП» (рост на 45%) по вине водителей пассажирского транспорта.
Вопросы остаются открытыми
На заседании правительства было озвучено и другое исследование, включающее в себя оценку населением удовлетворённости транспортным комплексом. Для его проведения привлекалась Торгово-промышленная палата Воронежской области и общественная организация «Город и Транспорт». По пятибалльной шкале жители области оценили доступность транспорта на 3,9 балла, комфортность – на 3,8 балла, безопасность – на 4 балла.
Горожане доступность транспорта оценили на 3,2 балла, комфортность – на 2,5 балла, безопасность – на 2,6 балла. При этом по тематике обращений граждан 54% связаны с доступностью, 42% – с комфортностью перевозок.
Также до сих пор остается огромное количество вопросов, требующих своевременного решения. Например, сегодня как никогда очевидна необходимость внедрения на пассажирском транспорте в городском округе город Воронеж автоматизированной системы оплаты проезда, введённой уже во многих городах России.
Для улучшения, как качества обслуживания, так и облика города, необходимо принятие ряда решений на законодательном уровне. По словам председателя комитета Воронежской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности Владимира Верзилина, в ближайшее время необходимо внести дополнения в соответствующие нормативные акты, предусматривающие ответственность за содержание автобусов, ненадлежащий внешний вид. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением водителями правил дорожного движения предложено закрепить обязанность по оборудованию автобусов видеорегистраторами, проведение обязательного повышения квалификации водительского состава на базовых предприятиях государственных и муниципальных форм собственности. Еще одна инициатива предполагает ежегодную оценку предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров, по предложенной методике департамента транспорта и автомобильных дорог области с добавлением дополнительных критериев: количество ДТП, совершенных по вине водителя (предприятия), количество допущенных административных правонарушений водителем и должностными лицами, наличие жалоб граждан на оказанные услуги. Полученные результаты следует учитывать при проведении конкурсов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок.

Мнение эксперта

#_003_reforma_01_kornushkin

– На этот раз участники заседания правительства Воронежской области, впервые получили возможность объективно оценить деятельность социально-значимого сектора экономики на основании качественно подготовленных аналитических материалов, – отметил председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике, союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Иван Корнюшкин, – На современном этапе развития автомобильного транспорта, особенно в сфере пассажирских перевозок, не просто определить такие показатели, как доступность и качество перевозок.
Представленные Департаментом результаты работы пассажирского транспорта впервые получили публичную огласку. Для предпринимательского сообщества этот фактор является важным элементом и индикатором оценки его труда на рынке транспортных услуг.
С 2013 года Правительство области и коммерческие структуры автотранспортников вышли на условия взаимного сотрудничества на основе государственно-частного партнерства. Таких отношений раньше не практиковалось, а в дальнейшем, не исключено, что прогрессивная форма сотрудничества государства и бизнеса может получить продолжение и при проведении, в частности, мероприятий по обновлению подвижного состава большой вместимости, используемого на регулярных маршрутах областного центра. А такая задача очень актуальна!
Важность повышения дорожной дисциплины при перевозках пассажиров отражена в показателях безопасности дорожного движения автотранспортного пассажирского комплекса. Следует признать, что повышение уровня безопасности перевозок не может обеспечиваться только обновлением подвижного состава, а требует постоянной, целенаправленной и качественной работы руководителей перевозок в вопросах подготовки и переподготовки водителей, организации подготовки автобусов к работе на маршрутах и контроля их работы на линии и других мер.
Однако в ходе рассмотрения деятельности пассажирского автомобильного транспорта в Воронежской области не прозвучала оценка состояния конкуренции, т.е. экономического процесса взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между участниками рынка в целях повышения конкурентоспособности своих услуг. По мнению Ивана Корнюшкина, критерии оценки состояния основополагающего фактора рыночной экономики требуют определения. Наиболее конкурентоспособные автоперевозчики должны поощряться и получать права на определённые преференции и льготы.
Процессу повышения конкурентоспособности транспортных услуг может способствовать разработка и внедрение стандартов перевозок. В развитых рыночных экономиках мира такие стандарты способствуют повышению качества обслуживания пользователей транспортных услуг, повышению уровня безопасности перевозок, вежливому, бесконфликтному обслуживанию пассажиров и др. Такие стандарты уже внедряются в ряде регионов России.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что Правительством РФ в этом году принято распоряжение об утверждении стандарта развития конкуренции в регионах РФ, рекомендующее органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями стандарта.
Предприниматели, занимающиеся регулярными перевозками пассажиров, крайне заинтересованы в установлении с органами исполнительной власти Воронежской области, органами местного самоуправления постоянных, законодательно и нормативно утвержденных условий взаимодействия, обеспеченных ответственностью обеих сторон.
В целом председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике, союза «ТПП ВО» отметил, что несмотря на объективные трудности и сложности развития предпринимательства на пассажирском автомобильном транспорте, большая часть перевозчиков ответственно относится к принятым на конкурсной основе обязательствам выполнять перевозки безопасно и качественно и, несмотря на финансовые трудности в экономике региона, выражают благодарность руководству области за оказываемую предпринимательству поддержку.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]