Главная ТранспортТранспортная безопасность: готовность на всех фронтах

Транспортная безопасность: готовность на всех фронтах

Лето-2018 будет богато на события как для воронежцев, так и для всех россиян. В ближайшее время мы ждем открытия автомобильного движения через Керченский мост, что скорее всего достаточно сильно увеличит поток автомобилистов в южном направлении. Развитие фестивальной культуры и внутреннего туризма также прибавит оживления на дорогах области и пассажиров на автовокзалах. И, конечно же, долгожданный ЧМ-18 должен значительно увеличить пассажиропоток как РЖД, так и авиакомпаний. Поэтому сегодня достаточно остро стоит вопрос обеспечения транспортной безопасности.

Понятие «транспортная безопасность» регулируется Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ и характеризует состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры принято относить железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, мосты, эстакады, порты, гидроузлы и другие технические и технологические сооружения.
Главной угрозой на объектах транспортной безопасности по всему миру в последние годы стали акты незаконного вмешательства. Говоря языком закона, – это противоправные действия, угрожающие безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб. В переводе на общеупотребительное понимание, к сожалению, вошедшее в обиход нашей действительности, – это террористический акт либо попытка его совершения.
Для обеспечения транспортной безопасности владельцы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а именно они согласно действующему законодательству несут ответственность за выполнение этих требований, должны провести ряд мероприятий, основные из которых – это категорирование и оценка уязвимости подконтрольных объектов.
Категорирование – отнесение данных объектов к определенной категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Для лучшего понимания, более крупный автовокзал, расположенный в городе-миллионнике, через который в сутки проходит более 1000 человек, будет иметь более высокую категорию, чем автостанция в маленьком населенном пункте, чей пассажиропоток не превышает 50-100 человек в день.
Оценка уязвимости – следующее мероприятие в цепи обеспечения транспортной безопасности – предполагает определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Как правило, на этой стадии проводится тщательный осмотр самого объекта и прилегающей территории на предмет выявления слабых мест (например, нарушения в ограждении, наличие каких-то закрытых территорий, задворок, где без посторонних глаз злоумышленники могли бы осуществить свои планы).
На основании оценки уязвимости для каждого объекта составляется план обеспечения транспортной безопасности, после чего проводятся мероприятия по его реализации, например, усиление ограждения, установка видео-
наблюдения и досмотровых рамок.
Стоит заострить внимание на том, что важность обеспечения транспортной безопасности в последние годы выросла на порядки в связи с напряженной международной обстановкой и проведением в нашей стране спортивных мероприятий мирового уровня.

РЖД под охраной

Все объекты транспортной инфраструктуры Юго-Восточной железной дороги, расположенные в границах Воронежской области, прошли категорирование, оценку уязвимости и сейчас находятся на различных стадиях реализации планов по обеспечению транспортной безопасности.
Большинство вокзалов оснащены системами технических средств охраны и досмотровым оборудованием и находятся под охраной специализированной структуры «РЖД-Охрана». Наиболее важные объекты железнодорожного транспорта общего пользования охраняются подразделениями филиала ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ на Юго-Восточной железной дороге.
Только в рамках выполнения инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Транспортная безопасность» в последнее время системами безопасности оснащены 72 железнодорожных объекта, расположенных в границах Юго-Восточной железной дороги.

#_011-Трансбезопасность_03Алексей Викторович Сухов, начальник Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов

– Несмотря на то, что ни один из вокзалов, относящихся к дирекции, не принимает Чемпионат мира, нагрузка на вокзалы будет увеличена потому, что некоторые из них будут активно использоваться как пересадочные узлы, – рассказал начальник Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Викторович Сухов. – Международная практика показывает, что безопасность в странах Европы сильно страдает, террористические группировки, совершая свои противоправные действия, стремятся сделать своей мишенью как можно больше людей, и поэтому объектами их интереса становятся как раз транспортные узлы. Наша задача – сделать железнодорожный транспорт как можно менее уязвимым, поэтому обеспечивать безопасность нужно не только на вокзалах городов, принимающих чемпионат, но и на промежуточных пунктах.
Большое внимание антитеррористической безопасности уделяется и на законодательном уровне. Сегодня мы опираемся на Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железно-
дорожного транспорта», в котором приведены четкие требования к оснащению вокзалов, ограничению зон свободного доступа и т. д.
Недавно была заново произведена оценка уязвимости вокзалов. На протяжении последнего времени активно ведется работа по усовершенствованию систем безопасности на многих вокзалах. Из 19 вокзалов, находящихся в подчинении нашей дирекции,
7 вокзалов проходят серьезное переоснащение – а это по сути 30 процентов. Так, например, в конце прошлого года на вокзалах Ртищево и Россошь была заменена вся система видеонаблюдения. На смену камерам предыдущего поколения устанавливается новая интегрированная компьютерная система, оснащенная программой распознания лиц. Это позволяет работникам вокзала совместно с полицией и органами ФСБ более эффективно выявлять преступников, опознавать лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Постепенно все больше вокзалов оснащаются интроскопами – рентгеновскими установками, наподобие тех, которыми оснащен вокзал Воронеж-1.

Безопасность на высоте

#_011-Аэропорт_01Александр Михайлович Белевич, генеральный директор международного аэропорта Воронеж

– С 2014 года реализуется план мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в международном аэропорте Воронеж, – рассказал генеральный директор международного аэропорта Воронеж Александр Михайлович Белевич. – Наверное, любой человек, стабильно пользующийся нашим аэропортом, смог заметить принципиальные изменения в обеспечении безопасности полетов, произошедшие в последние годы. Эффективно действующее досмотровое оборудование, полностью изолированный от посторонних периметр аэропорта, обученный персонал – все это позволяет пассажирам быть уверенными в своей безопасности при осуществлении перелетов через воронежский аэропорт.
Сегодня на территории аэровокзала действует пятикратный уровень досмотра, который осуществляется на территории всей Российской Федерации:
• первый пункт досмотра пассажиров оборудован рентгенотелевизионным интроскопом, а также стационарным и ручными металлоискателями. Досмотр на данном этапе проводят сотрудники службы авиационной безопасности, имеющие сертификат установленного образца;
• второй уровень – проверка багажа на вылете;
• третий уровень досмотра – проверка багажа специальным оборудованием на наличие взрывчатых веществ;
• четвертый уровень досмотра личных вещей и багажа ручной клади, который осуществляется в зоне вылета;
• пятый уровень защиты осуществляется уже ручным металлоискателем.

Защитить жизнеобеспечение города

Вот уже несколько лет надежно защищен от актов незаконного вмешательства Воронежский гидроузел, важнейший объект для обеспечения жизнедеятельности миллионного областного центра и его пригородов. Работа эта была проведена в рамках утвержденного плана по обеспечению транспортной безопасности. Затрачены десятки миллионов рублей на обеспечение охранного периметра гидроузла.
В стадии завершения находится работа по категорированию более 600 объектов дорожного хозяйства области.

#_011-Трансбезопасность_01Олег Владиславович Беляков, заместитель руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области

– В сфере пассажирских автоперевозок большая работа была проведена владельцами автовокзалов и автостанций, – говорит заместитель руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Олег Владиславович Беляков. – Все они категорированы, прошли процедуру оценки уязвимости, реализовали значительное количество мероприятий и планов по обеспечению транспортной безопасности. Наиболее яркие примеры – Центральный и Левобережный автовокзалы г. Воронежа, ненамного отстают и районные автостанции.
На всех предприятиях пассажирского транспорта области обучено минимум по два человека, в настоящее время завершаются мероприятия по аттестации. Кроме того, весь персонал автотранспортных предприятий периодически проходит дополнительный инструктаж по действиям в нештатной ситуации. Некоторыми предприятиями проводятся самостоятельные тренировки работников с подробным разбором действий каждого.
Подвижной состав автотранспортных предприятий также в основном прошел процедуру категорирования (более 3200 транспортных средств).
Не менее важным является вопрос безопасности пасссажиров городского общественного транспорта.
Конечно в сфере транспортной безопасности остается еще много вопросов, которые предстоит доработать и усовершенствовать, но прорыв, который произошел в последнее время для того, чтобы сделать транспортные объекты области менее уязвимыми, очевиден. Обстоятельства бросают существующим технологиям вызов, поэтому главная задача сегодня – идти в ногу со временем, быть готовым к решению нештатных ситуаций в любой момент.
Управлением транспорта администрации городского округа г. Воронеж на постоянной основе проводится профилактическая работа с городскими перевозчиками в рамках обеспечения транспортной безопасности. Перевозчики должны обеспечить водительский контроль за наличием в салоне подозрительных предметов, также водительско-кондукторский персонал обязан неоднократно в течение дня проводить осмотр салона транспортного средства.
В случае возникновения не-
штатной ситуации или появления в автобусе подозрительно ведущих себя лиц водитель обязан сообщить об этом диспетчеру предприятия по дуплексной связи через систему ГЛОНАСС либо по телефону. В салонах автобусов городского общественного транспорта размещена памятка пассажирам, как вести себя в случае нештатной ситуации, по каким телефонам о ней сообщить.
На остановках города также размещена и периодически обновляется информация с указанием телефонов служб, по которым следует обратиться при обнаружении посторонних предметов.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]