Главная АвтоВсё начинается с водителя

Всё начинается с водителя

На российском рынке грузоперевозок сегодня нелегкое время — количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается, а число убыточных предприятий растет.

Так, по данным Росстата, на первый квартал  2015 года автомобильный транспорт в РФ стал единственной отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным.

Каковы проблемы регионального рынка грузоперевозок? Какие решения должны быть приняты властями для их решения? И что нужно сделать, для того, чтобы очищающий огонь конкуренции не выжег добросовестных перевозчиков? Эти и другие вопросы мы задали Председателю Комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области, генеральному директору ЗАО «Воронежтранссервис» Ивану Евгеньевичу Корнюшкину.

logistik_02

– Нормативно-правовая база, которая должна регулировать работу рынка автомобильных грузовых перевозок, еще не сформирована. В текущий момент следует признать, что большая часть рынка находится в тени. И этой ситуации способствуют многие факторы.
В основе проблем, конечно, находится отсутствие правового механизма регулирования рынка автомобильных грузоперевозок. Длительное время, более десяти лет, в законодательных инстанциях федеральных органов власти «вымучивается» закон «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом», а так же для обеспечения четкого регламента взаимодействия участников грузоперевозок власти не могут найти консенсус по внесению изменений в Федеральный закон «О транспортной экспедиции». Соответственно, отсутствует и необходимая для грузоперевозочной деятельности нормативно-правовая база.

Правовой вакуум и предоставленная предпринимателям, имеющим в пользовании не более 20 автомобилей, возможность применять упрощенный налоговый режим, позволяет им вести работу без ведения бухгалтерской и статистической отчетности. Такое положение способствует проведению взаиморасчетов между заказчиком перевозок и перевозчиком наличными платежами, что, в свою очередь, порождает создание промежуточных финансовых звеньев – фирм однодневок, уводящих налог на добавленную стоимость и другие налоги, в тень, производить выплату «черной» зарплаты водителям без уплаты социальных налогов и другие, препятствующие развитию равнодоступного, цивилизованного рынка автотранспортных услуг, действия.

Конечно же, для создания рыночных условий хорошо, когда малому бизнесу предоставляются льготные условия для становления и развития. Но из-за того, что такие организации не поддаются контролю, государство не может противостоять нарушениям с их стороны. Неспособность государства влиять на формирование добросовестных рыночных отношений в сфере грузовых автоперевозок приводит к тому, что водителей вынуждают трудиться без оформления трудовых книжек, в нарушение законодательства о безопасности дорожного движения работать по 14-15 часов в сутки, работать на автомобилях, не оборудованных исправными тахографами, производить ремонт автомобилей своими силами и др. Все это создает опасность ДТП.
(Сегодня, по данным Госавтоинспекции, количество ДТП с участием грузовых автомобилей в крупных городах составляет более 7% от общего числа аварий. При этом количество грузовиков составляет около 11% всего автотранспорта России – прим. ред.).

Автотранспорт, особенно это касается «тонаров», нередко загружается до 60 и более тонн, что, при движении по региональным дорогам, быстро приводит покрытие в негодность. Восстановление таких дорог требует значительных затрат из бюджета области.

Более того, сейчас любой желающий может приобрести или взять в аренду грузовичок или большегрузный автомобиль и возить на нем, например, стройматериалы. Если остановит ДПС, всегда можно сказать, что стройматериалы куплены и везутся для себя и, в этом случае, у инспекторов практически отсутствуют шансы применять к перевозчику в полном объеме положения Кодекса об административных нарушениях РФ.

Увод из взаиморасчетов за перевозки налоговых платежей, выплаты водителям заработных плат без уплаты социальных налогов и иных выплат, интенсивный труд водителей без обеспечения их достаточным временем для отдыха ведут к появлению на рынке демпинговых цен на перевозки, развитию коррупции, снижению уровня безопасности перевозок и, в конечном итоге, вытеснению с рынка добросовестных перевозчиков.
Объемы перевозок, производительность работы водителей и автомобилей, виды перевозимых грузов в сложившейся обстановке не поддаются учету. Такая ситуация не только вредит честным участникам рынка, которым приходится конкурировать с недобросовестными перевозчиками, но и напрямую организация такой работы угрожает экономической безопасности государства. К сожалению, изложенная обстановка распространена на территории всей России.

– Каким может быть выход из этой ситуации? Что нужно предпринять федеральным и региональным властями, чтобы вывести рынок из тени?

– Сегодня в России более восьмидесяти процентов от всего оборота грузоперевозок автомобильным транспортом осуществляются частными предпринимателями и небольшими транспортными компаниями. Учитывая, что на долю автотранспорта в РФ приходится более 80% общего объема грузоперевозок, рынок таких перевозок требует не только высокого уровня конкурентоспособности, но и обеспечения безо-
пасности перевозок. Выполнение таких требований невозможно без системного подхода к решению основных проблем, определенных Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года. Повышения эффективности и безопасности национальных перевозок требует также роль России в Таможенном Союзе и организациях ШОС и БРИКС. Многие компании из ближнего зарубежья, оказывающие услуги по перевозке груза, платят сегодня меньше налогов по сравнению с российскими грузоперевозчиками, работающими на рынке международных перевозок, что позволяет им снижать цены на транспортировку груза и выигрывать конкурентную борьбу.

Для разрешения большинства проблем необходимо активизировать общественность на решение сложных задач. Такая работа ведется, но эффективность ее пока низка. Представители общественных организаций Российской Федерации, объединяющих работников автомобильного транспорта, такие как Союз транспортников РФ, Российский автотранспортный Союз, Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, областные общественные организации, в том числе и Союз автотранспортников Воронежской области, на протяжении многих лет ставят перед Правительством вопрос о необходимости выработки на федеральном уровне конкретных мер, необходимых для регулирования рынка грузовых автотранспортных услуг. Установление диалога осуществляется с большим трудом.

В последнее время к этой работе подключилась и Торгово-промышленная палата РФ, специалисты и руководство которой готовят предложения по закреплению за ТПП разрешительных функций, обеспечивающих допуск на рынок перевозок ответственных специалистов и перевозчиков, способных гарантировать выполнение требований рынка и действующего законодательства при выполнении безопасных перевозок грузов.

Надеемся, что Минэкономразвития РФ и ФАС согласятся, что для устойчивого функционирования рынка автоперевозок необходимо создание квалифицированного регулятора этой деятельности. По примеру организации работы автотранспорта в развитых экономиках мира Торгово-промышленная палата может быть таким регулятором и гарантом качества рыночных отношений в сфере транспорта.

Так что работа в направлении усовершенствования законодательной базы все-таки ведется и в последнее время активизируется, и мне, как представителю интересов автотранспортников Воронежской области, предоставлена возможность участвовать в этом процессе. В настоящее время Союзом транспортников России подготовлен к передаче в Государственную Думу РФ доработанный проект закона о грузоперевозках, при подготовке которого было принято во внимание и мнение нашего Комитета.

Торгово-промышленная палата Воронежской области так же рассматривает вопросы и принимает меры по поиску решений, направленных на формирование деловых отношений между предпринимательскими структурами и органами власти нашего региона, что должно способствовать развитию безопасных и качественных перевозок грузов.

Что касается дальнейшего ужесточения штрафов и наказаний перевозчиков и водителей, я не сторонник введения слишком жестких требований контроля в данной сфере. Многие вопросы необходимо решать в процессе диалога. Действительно, сегодня система контроля над рынком грузоперевозок показывает свою беспомощность, но для улучшения эффективности нужна инфраструктура: качественные дороги, места отдыха для водителей, сеть грузоперерабатывающих терминалов.

– Какую роль на сегодняшний день играют общественные организации, представляющие транспортников?

– Кроме сказанного выше, можно добавить, что сейчас организации, объединяющие перевозчиков, есть практически во всех регионах России. И, несмотря на некоторые разногласия, возникающие между представителями власти и транспортниками, мы выполняем очень важную роль. Для того, чтобы законодательство в сфере транспорта было эффективным, нужно понимать эту сферу изнутри. Нужно, прежде всего, смотреть на обстановку глазами водителя, который является начальным и главным звеном этой цепи. Чтобы мы не говорили, власть так или иначе несколько оторвана от сложившейся действительности. Кто лучше водителя знает, о том какие проблемы возникают на дорогах, какие объективные причины мешают соблюдать законодательство, как мешает недобросовестная конкуренция и др? И только вытащив водителя из тени, создав ему достойные условия труда и отдыха, мы можем ручаться за сектор грузоперевозок, за которым стоит и безопасность граждан, и безопасность экологии и безопасность страны в целом.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]